|
|
Я не люблю Москву. Нет, я не отрицаю её роль в истории, как древней так и недавней. Еще в начале 70-х там можно было жить. А сейчас нет. Этот город – убийца, как и все подобные мегаполисы. И это не русофобство. Пекин ещё хуже, там вообще дышать нечем. Я был в нём один раз транзитом, пришлось сутки жить в этом до предела загазованном пространстве с пробками и смогом. Разве это жизнь? Средний москвич живёт в небольшой квартирке в спальном районе. Рано встаёт, тратит в среднем 3-4 часа только на дорогу до работы и обратно. Поздно ложится, потому, что надо успеть сделать кучу домашних дел, забежать в магазин, парикмахерскую, куда-то ещё.
|
|
|
|
В день премьеры на "Кинопоиске" хулиганская экранизация "Преступления и наказания" собрала рекордную аудиторию. За первые сутки — 600 тыс. зрителей. Сериал обошел панк-сказку "Король и шут" и драму "Игры". Первые части вышли в праздничные дни, когда народ отмечал единство, а завершающие серии обещают в конце ноября. Подробнее — в рецензии Накануне.RU. Столько внимания привлекло к сериалу не только обещание "нового прочтения" Достоевского, но и скандал, который разгорелся незадолго до этого. Терзают смутные сомнения — а не был ли "эль-скандаль" чисто "эль-прогревом"? Трижды платформа меняла дату премьеры,…
|
|
|
|
В поэме «Демон» Лермонтов впервые в русской литературе затронул вопросы смысла человеческой жизни и тайны происхождения человечества. Духовная цензура запретила произведение, несмотря на то, что поэт убрал из поэмы разговор Демона и Тамары о Боге. Спустя пятнадцать лет после гибели поэта «Демон» был напечатан в Германии тиражом 28 экземпляров – эти книги предназначались исключительно для первых лиц государства. В России произведение было издано лишь в 1873 году. Однако даже после этого споры вокруг поэмы не утихли. В 90-е годы XIX века в одном из докладов в Министерство народного просвещения говорилось: «На что деревенскому мальчику, школьнику и простолюдину знать «Демона»?
|
|
|
|
К 210-летию со дня рождения русского гения
Две стихии, волновали сердце поэта: война и любовь…
Скорее всего он был в полном смысле слова Человеком с беспредельным чувством внутренней свободы, полностью лишённым ханжества, трезво смотрящим на мир и людей, но видящим в этом мире нечто большее, чем остальные. Лермонтов видел в мире Бога. Видел и Демона. И себя, как Человека, ставил наравне с ними, ничуть не на меньшую ступень.
Вот к такому осознанию себя, считал, и идёт человечество, но дойдёт ли?
|
|
|
|
В храме Христа Спасителя прошёл XV Международный Славянский литературный форум «Золотой Витязь»
На конкурс этого года в номинациях проза, поэзия, публицистика, литературоведение, литература для детей и юношества, история славянских народов, художественный перевод свои работы прислали более 350 литераторов из России, Беларуси, Китая, Мексики, Молдовы, Республики Сербской, Сербии, Сирии. Из 106 произведений-участников в короткий список попали 50. Победителей объявили на церемонии награждения. О том, как прошёл форум, мы попросили рассказать его Почётного Председателя и Председателя жюри – сопредседателя правления Союза писателей России, Лауреата Патриаршей литературной премии Владимира Крупина.
|
|
|
|
«Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть», - сказал драматург Александр Островский на открытии памятника Александру Пушкину в 1880 году, и он абсолютно прав. Пушкин – это не только поэзия, проза, чувства и грёзы; это ещё и тонкое ощущение исторических эпох, которых он касался в своём творчестве. Как изящно Пушкин обрисовал XVIII век: «Ловласов обветшала слава / Со славой красных каблуков / И величавых париков»! В этих строчках – вся сладость и гадость галантного столетия, его гордость и роскошество. Ловлас – Lovelace – центральный персонаж романа Самюэля Ричардсона «Кларисса» – ветреный, коварный красавец, но при том – разумник, типичное порождение эры Вольтера.
|
|
|
|
В философии сегодня происходит радикальная смена парадигм. Об этом радикализме свидетельствует отказ современной философии от поисков места человека в мире, ибо этого места у него просто нет. Если бы это место было, то у нас не возникло бы разочарование той цивилизацией, внутри которой мы живём. Мы недовольны не только техническим отношением к природе, но и техническим отношением общества к человеку, ибо статус человека в нем определяется не его личными качествами, а его положением в социальной иерархии. Способы участия человека в социальной жизни исчерпали себя, ибо социализация человека мало чем отличается от дрессировки животных.
|
|
|
|
Народный артист России, худрук фестиваля UralTerraJazz (проходит в Камышлове) Даниил Крамер полагает, что в России реализована "американская мечта" — то есть концепция, при которой свобода трактуется как возможность индивидуального процветания и успеха. Одним из проявлений этого стало воспитание профессионального потребителя. В том, чтобы сломать эту систему, важную роль играет культура как важнейший фактор формирования личности. О плачевных последствиях распада СССР, диверсии в системе образования и возможности преобразования россиян через культуру Даниил Крамер рассказал журналисту Накануне.
|
|
|
|
— Андрей Владимирович, насколько на ваш взгляд актуально создание или формализация так называемого русского мировоззренческого канона? — Мне кажется, этот вопрос назрел давно. Он начал активно решаться с середины XIX века, с дискуссии между славянофилами и западниками, с трудов наших великих писателей Достоевского и Тютчева, философов Данилевского, Леонтьева и Соловьева, с картин передвижников (особенно Сурикова), с русской музыки в лице Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова. Этот процесс можно назвать началом систематического цивилизационного самосознания России.
Российская философская мысль и позднее над этим работает, но потом процесс тормозится, потому что восторжествовали идеи, далекие от задачи цивилизационного самосознания России: социалистические, либерально-демократические, пришедшие с Запада и приведшие, кстати говоря, к двум великим российским трагедиям XX века: к социалистической революции и к так называемой «перестройке», носившей либерально-прозападный характер. И вот сейчас мы возвращаемся на новом уровне к необходимости наконец-то осознать себя в качестве особой цивилизации
|
|
|
|
Движение "Русская Мечта" состоялось. Было много тревог — удастся ли запустить реактор нашего движения? Ведь мы обратились к нашему народу со словами возвышенными, необычными в наше время. Обратились к народу, который живёт трудно, смотрит в землю, под ноги: копает окопы, могилы, ищет, не лежит ли на земле кошелёк. А русские люди, какими бы кромешными делами они ни занимались, нуждаются в небесном, в возвышенном. У них загораются глаза, когда с ними говорят о высших смыслах, ради которых создана Россия, и ради чего они живут, трудятся, поклоняются могилам своих предков, умирают. И, глядя на лица мечтателей, познакомившись с проектами, которые представлены, исследуя распространение движения по регионам, могу сказать — движение сформировалось.
|
|
|
|
В свет вышел песенный альбом известного поэта и музыканта Сергея Комлева
«Песни военного времени» — это музыкальные сочинения поэта на стихи собственные, поэтов-фронтовиков Великой Отечественной и поэтов-современников.
Этот цикл в музыкальном и духовном смыслах наследует русской песне — солдатской, романсовой, советской — в лучших ее образцах с трепетом обходившейся с поэтическим первоисточником. Этот цикл, в то же время, и попытка продолжить старинный жанр русской военной песни, первую из которых относят к Х веку. «Традиция военных песен очень древняя, — отмечает сам Комлев.
|
|
|
|
Когда-то давно Институт философии (тогда ещё) Академии Наук СССР занимался исследованием «единственной научной» марксистско-ленинской философии: «диамата» и «истмата» вместе с «научным атеизмом». В то время современные западные философы если и изучались, то обычно с целью последующей беспощадной критики их «буржуазных» и «ревизионистских» концепций. Но 30 с лишним лет назад ситуация изменилась. Марксизм-ленинизм списали в утиль, «идеологические барьеры» пали, наступил «плюрализм», а Институт философии (теперь уже) Российской Академии Наук решил наверстать упущенное и начал «осваивать» неизвестных россиянам европейских, североамериканских и латиноамериканских авторов.
|
|
|
|
«Свой» или «чужой»?
Такой выбор мы делаем машинально. Но с интуицией это не имеет ничего общего.
Люди похожи на кодовые замки с многоуровневой защитой.
Совпадает шифр? Бинго!
Со «своими» мы «на одной волне» – есть контакт!
От «чужого» – держимся на расстоянии.
В основе шифра – культурный и когнитивный коды.
Они незаметно влияют на наше сознание. Глубже образования или воспитания в семье.
Особенности родного языка, география, климат, исторические события, искусство…
Мы ежедневно наблюдаем множество образов и жизненных смыслов. Неосознанно складываем из них моральные понятия, ценности, принципы и поведение. Наши предустановки мышления.
Как это работает и влияет на жизнь?
Можно ли посчитать алгоритм культурного кода?
Какие особенности когнитивного и культурного кодов России?
|
|
|
|
На заседании Совета при президенте по науке и образованию одобрена обновлённая редакция Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года, а заодно и объёмы финансовой поддержки отечественной науки, планы по расширению деятельности Российского научного фонда.
Во время обсуждения Стратегии было предложено дополнить её проектами в области гуманитарных наук и образования, которые «тоже влияют на безопасность и качество жизни населения».
Стоит предусмотреть поддержку не только для перспективных направлений, которые уже отобраны, но и для новой системы образования, профориентации и подготовки кадров, заработавшей с этого года. Звучали также предложения изменить подходы к сдаче Единого государственного экзамена, вернуться к математике и черчению в средней школе, чтобы привлечь молодёжь к техническим специальностям.
|
|
|
|
На протяжении всей истории большинство учёных были вольными или невольными слугами власти. Сократа обвиняли в непочитании афинских богов и развращении молодёжи своими идеями. За это его приговорили к смерти. Аристотель, напротив, обучал молодого Александра Македонского, который затем захватил Афины. Во время восстания Аристотель бежал, спасая свою шкуру. Сегодня учёным, которые выступают против властей, также угрожает смерть. Джона Миршеймера из Чикагского университета внесли в чёрный список созданного в США «Украинского центра противодействия дезинформации». Его и многих других экспертов, включая меня, обвиняют в «информационном терроризме» за выражение основанных на фактах мнений о войне с Россией.
|
|
|
|
Строится очередная Вавилонская башня – европейская
Коллективный Запад открыто провозгласил своей целью борьбу за унификацию человека, насаждение транснационального сознания путем уничтожения национальной памяти народов и превращения истории в квазирелигию.
Для формирования «европейского исторического сознания» резолюция предусматривает создание «Дома европейской истории» – не путать с партийным домом! Цель его – определение и «защита мест демократической памяти». Недемократическая память, понятно, защите не подлежит. Таковой резолюция называет национальную историю и прежде всего «русский исторический ревизионизм» – нашу национальную историю, которая авторов резолюции не устраивает, как говорили раньше, «целиком и полностью».
|
|
|
|
— Алексей Олегович, какая, на ваш взгляд, самая насущная проблема российской архитектуры? — Диагноз давно поставлен. Это утрата нашей архитектурой государствообразующего положения и, как следствие, обрушение статуса архитектора. Архитектура сегодня не «купол» для всех искусств, а сервис, который обслуживает интересы стройкомплекса, где красота исчерпывается набором цветов, фактур и выходом квадратных метров. В середине XX века ликвидировали академическую архитектуру, стремясь решить наиострейший жилищный вопрос. Это благое намерение «инфицировало» отечественное зодчество утилитарностью, позже эта «болезнь» многократно усилилась в либеральной экономической модели. В результате мы утратили понимание призвания архитектора, который должен видеть целостную картину от культурного компонента до материаловедения. Таких специалистов у нас сейчас — единицы, а вот «фрагментарных» — с избытком. Я считаю, что мерилом ценности архитектуры категорически не может быть только экономика.
|
|
|
|
Константин Бабкин рассказал об особенностях форума, который пройдет 2-3 апреля Культура и идеология сильно влияют на достижения общества, в том числе и экономические, так считает известный промышленник, президент ассоциации "Росспецмаш" и председатель Московского экономического форума Константин Бабкин. Потому в преддверии нового большого МЭФ, который пройдет в столице 2-3 апреля, он анонсировал серьезный разговор между технарями, людьми труда и представителями культуры и искусства. Пока искусство не отражает действительность и устремления людей, а порой даже искажает их. О том, почему сегодня так важно искать основу для нравственности, для черпания новых сил и для движения вперед, Константин Бабкин рассказал в беседе с Накануне.
|
|
|
|
Его басни хорошо бы почитать и современным политикам
Исполнилось 255 лет со дня рождения великого баснописца Ивана Крылова. Он стал первым литератором в России, который был удостоен небывалой чести. В Петербурге, в Летнем саду, ему вскоре после смерти был установлен памятник. Прежде такого почета в столице Российской империи удостаивались только императоры.
Первые басни Крылова появились без подписи на страницах журнала «Утренние часы» в 1788 году. Они были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В 1789 году в типографии И. Г. Рахманинова Крылов начал издавать ежемесячный сатирический журнал «Почта духов», главной целью которого было изображение недостатков современного русского общества. В следующем году, основываясь на опыте «Почты духов», он основал вместе с поэтом и драматургом А. Клушиным, а также И. Дмитревским и П. Плавильщиковым типографию «Крылов со товарищи». И вскоре начал в ней печатать журнал «Зритель» с явной наклонностью к сатире.
|
|
|
|
«Вы, жадною толпой стоящие у трона...» Лермонтов Когда на минувшем Всемирном русском народном соборе Президент России, наш Верховный главнокомандующий говорил о борьбе за суверенитет – он упомянул разные аспекты: политический суверенитет, экономический, даже технологический... Не прозвучало только одно – культурный суверенитет. А он сегодня (да и всегда) был и остаётся определяющим для независимости как самого народа, так и высшей формы народной самоорганизации – государства, этим народом созданного. В нашей истории уже не раз бывало, когда государство Российское, созданное государствообразующим русским народом совместно с другими коренными народами России, сохранялось только общностью нашей суверенной культуры, в основе которой лежало и лежит Православие.
|
|
|
|
Сейчас знания давно уже утратили ценность. И важным часто является обратное – ограничение поступающей информации. Важно сейчас – и будет еще более важным в будущем – так это «мотивация». То есть, понимание, что надо знания получать – и главное, умение заставить себя это делать. То, что ранее реализовывалось «автоматически». Современная условная «школа» должна давать не знания – а потребность в их получении и умение их получать.
Этого «традиционная схема» – с аудиториями, классами и преподавателями – делать не может катастрофически. Не помогают тут и все «современные попытки» решить задачу через «геймофикацию образования» и т.д. И помочь не могут – потому, что направлены не на то, на что надо, а, скорее, на противоположное: на «запихивание в мозги» той же информации, только весьма конкретной.
|
|
|
|
1937-й – это не только год, когда размах сталинской зачистки ленинско-троцкистской гвардии достиг своего пика. Это так же год столетнего юбилея гибели Пушкина, отмеченного в Советской России 1937-го с небывалым размахом. Более того, фигура Пушкина, до этого момента находившаяся в тени, в ходе февральских торжеств 1937-го г. заняла в совершенно феноменальное место советском пантеоне. Сияние вновь прославленного в лике советских святых поэта не просто затмило лики прочих советских культурных икон, но едва ли не сравнилось с сиянием «вечно живого» и «самого человечного человека» Ленина.
|
|
|
|
В конце 80-х годов прошлого века, когда верхушка КПСС стала вырождаться, появилась модная тенденция уповать на развитие института частной собственности. В нее верили, как в панацею всего и вся. И никто не задумывался, ак что это, частная собственность, как она влияет на человека, что становится с… В конце 80-х годов прошлого века, когда верхушка КПСС стала вырождаться, появилась модная тенденция уповать на развитие института частной собственности. В нее верили, как в панацею всего и вся. И никто не задумывался, а что это, частная собственность, как она влияет на человека, что становится с духовностью при контакте с частной собственностью? Вопрос отнюдь не праздный, его изучали как философы и ученые, так и лучшие умы церкви. Что такое частная собственность, благо или зло в современном мире? Собственность – это кража Говоря юридическим языком, это одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства.
|
|
|
|
У меня состоялась глубокая, длинная и во многом неожиданная беседа с министром культуры Ольгой Борисовной Любимовой. Министр, очаровательная женщина, поделилась со мной ощущениями от огромной кропотливой работы, в которую она погружена. Она сказала, что в сознании русского человека происходит перелом. Люди тянутся к возвышенному. И я сам, и близкие мне люди искали, жаждали русского духовного интеллектуального прорыва. И вот мои чаяния подтвердились. С началом Специальной военной операции из России хлынула волна либеральных интеллигентов. Публицистов, представителей шоу-бизнеса,…
|
|
|
|
Экзистенциальный кризис России начался в конце XIX века и продолжается до сих пор. В чём суть этого кризиса? В том, что мы перестали понимать, что значит быть русским. "Я русский", — говорил Л.Н. Гумилёв. "Но почему же вы тогда евразиец?" — спрашивали его. Потому что, отвечал Гумилёв, без русских не будет России, а без России изменится физиономия Евразии, а это значит — и всего мира. Мир будет без лица. Евразийский путь выхода из кризиса Евразийство — то единственное, что сделала русская философия в XX веке. Философия евразийства проста. Её можно свести к двум идеям. Во-первых, это идея полицентризма, что означает: история человечества — не единое целое с центром в Европе.
|
|
|
|
Словакия – первая западнославянская страна, официально восстановившей культурные контакты с Россией и Белоруссией.Велика в этом роль личности – самодостаточной, стержневой, с подлинным душевным здоровьем – подобную которой мы не видели в европейской политике уже лет двадцать. Имею в виду министра культуры Словакии Мартину Шимковичову. Вот прямые цитаты из её интервью, данного после назначения на министерский пост в октябре 2023 года. «Токсичная идеология должна быть отсечена. Мы должны поддерживать всё позитивное и здоровое. Наши дети должны знать наши корни. Они являются основой для их роста.
|
|
|
|
Собака из манускрипта «Рене де Мантобан», том 1, дата издания 1451–1500 гг. Национальная библиотека Франции, Париж Кошка чудесно поет у огня, Лазит на дерево ловко, Ловит и рвет, догоняя меня, Пробку с продетой веревкой.Редьярд Киплинг, перевод С. МаршакаЛюди и культура. Как я уже как-то раз заметил, один из материалов «про кошку» собрал просмотров и комментариев больше, чем собирают иные статьи «про оружие». А почему? Да просто потому, что даже на сайте ВО не так уж и много людей, хорошо разбирающихся в том же старинном оружии, а вот кошка в доме живет едва ли не у каждого второго из наших читателей. Поэтому есть смысл подвести своего рода черту под этой темой ещё одним материалом, основанным уже не на личном опыте автора, а на информации, почерпнутой в разное время из сети Интернет и разных научный и околонаучных публикаций.
|
|
|
|
На протяжении всей своей жизни Эдгар По, вопреки великолепно развитой способности к логическому мышлению, данному ему от природы и насильственно, смею думать, культивируя в себе дары в области поэтической, руководствовался исключительно иррациональными движениями своей души, приведшими его к печальному концу. Совместить два эти не вполне совместимые свойства он попытался в рассказе «Бес противоречия», который, помимо всего прочего, может дать нам очень важные посылы и для понимания других умственных извращений, прочно занявших место в мозгу западных людей (впрочем, теперь уже не только западных).
|
|
|
|
У русского философа и поэта Владимира Соловьева (1853−1900) есть фундаментальное философско-этическое произведение, которое называется «Оправдание добра» (1897). Вспомнил я его в связи вот с чем. Перечитывал трактаты европейских мыслителей XVII-XVIII вв. (большинство из них принято относить к философам), легшие в основу нынешней так называемой экономической науки. И пришел к выводу, что этим сочинениям следовало бы дать общее название: «Оправдание зла». Почему? В самом общем виде рассуждения сводятся к следующему. Во-первых, зло — имманентное свойство человека («естественная природа человека»).
|
|
|
|
«Говорит сказанье нартов: Кто отважней всех на свете?» Что такое Кавказ? Кавказ это… горы! Много гор! Горы повсюду! Древние традиции и современность. Когда-то в детстве, когда ещё не было Интернета, а по ТВ показывали всего пару программ, и далеко не всегда в них было то, что интересно детям,… Что такое Кавказ? Кавказ это… горы! Много гор! Горы повсюду! «Говорит сказанье нартов: Кто отважней всех на свете?»Древние традиции и современность. Когда-то в детстве, когда ещё не было Интернета, а по ТВ показывали всего пару программ, и далеко не всегда в них было то, что интересно детям, родители демонстрировали мне диафильмы, натянув на стене простыню. И это было очень здорово, хотя картинки на экране и не двигались. Сидишь в полутьме, от большого черного эпидиаскопа идет приятное тепло, на стене меняются яркие картинки, а мама и папа по очереди с выражением читают под ними подписи… Один диафильм мне особенно нравился, а назывался он «Сказание о Даханаго».
|
|
|
Страница 1 из 2 страниц.
|
| |
|