Статьи Книги О сайте
Руськая КультураСтатьиГенеалогическое измерение русского человека, или почему до сих пор не написана история русского народа?

Генеалогическое измерение русского человека, или почему до сих пор не написана история русского народа?

(138) 
 Алексей Нилогов, Газета "Завтра", генеалогия, днк-генеалогия, русофобия, гаплогруппы, фёдоров николай, история, родословная, семья, Русский Мир, Россия, память, мир, русские, человек, Запад, война, дети, смерть, Газета «Завтра»

Газета «Завтра»

Алексей Нилогов , Газета "Завтра" – zavtra.ru 12.03.2024, 00:06

в статье рассматривается проблема сохранения памяти о человеческой цивилизации сквозь призму генетико-генеалогического измерения русского человека

Мои философские увлечения начались в студенческие годы, когда я занялся изучением семейной родословной. Возможно, это и обусловило поиск философских оснований происхождения себя (частное) и человечества (целое). Все мы ищем собственные истоки, пытаемся дойти до первоначал, проследить причинно-следственную связь, и занятие генеалогией, то есть историей семейной, родовой, этнической, позволяет, в конце концов, понять, кто мы и откуда пришли, другими словами, в контексте русской и мировой истории проследить пути миграций наших общих далёких предков.

Первый тезис моего выступления касается роли генеалогии в философии общего дела Николая Фёдоровича Фёдорова: от патрофикации к ономафикации. Имя Н. Ф. Фёдорова знакомо всем: это наш русский гений-утопист, родоначальник философии русского космизма. Во многом благодаря ему в 1961 году Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос. Однако нам Фёдоров интересен философией общего дела, смысл которой можно свести к следующему: каждый человек на планете должен в своей повседневной жизни хоть какую-то толику внимания уделять борьбе со смертью. Это связано с занятиями наукой, с развитием технологий, с таким негэнтропийным процессом, когда каждый человек, осознавая свою бренность, должен внести посильную лепту в дело сохранения человеческой цивилизации как суммы знаний, то есть с целью гарантированной её передачи будущим поколениям. Эта утопия конца XIX века показала нам, что в рамках современной науки, технологии и философии мы можем рассчитывать лишь на незначительные практические реализации этой идеи. В целом воскрешение всех когда-либо живших праотцов и расселение их по планетам Солнечной системы кажется сверхутопичной. Но, тем не менее, именно такие утопические идеи позволили нам расширить горизонт собственных возможностей и начать осваивать космос. С точки зрения конкретного приложения в рамках семейно-родовой практики я бы предложил такую разновидность патрофикации, как ономафикация. Прежде чем кого-то воскрешать, необходимо восстановить их имена. Если мы в буквальном смысле будем воскрешать всех людей без атрибуции их захоронений, то такая толпа воскресших рискует остаться попросту безымянной. Напротив, каждый в своей родоведческой практике может заниматься реконструкцией собственной родословной и тем самым воскрешать имена генеалогических предков. У каждого из нас были сонмы предков, когда-то живших людей, которые, даже будучи ещё безымянными, тем не менее, смогли оставить свой генетический след в нашей наследственности; сегодня с помощью естественнонаучных методов мы можем реконструировать в том числе и этих анонимных прародителей.

Генеалогическая самоидентификация является, как модно говорить, примордиальной, то есть она фундирует жизненный мир человека в цепи поколений. Мы можем поменять веру, выбрать любую культуру или выучить любой язык, но мы не в силах лишиться генеалогической идентичности. Даже современные генетические технологии не в состоянии изменить наш геном (насчитывающий более шести миллиардов нуклеотидов) так, чтобы скрыть следы предков в потомках.

Поиски наших генетико-генеалогических корней актуализируют то, что мы можем назвать Измерением Русского Человека. Аналогичные поиски ведутся в разных странах, но нам интересен отечественный опыт родоведческих практик. Несмотря на утопию Н. Ф. Фёдорова, мы предлагаем реальное общее дело, которое бы объединило всех жителей России через связь поколений, потому что предки у нас общие: так, в среднем россияне доводятся друг другу родственниками в 14-й степени. Эти общие усилия по воскрешению отцов и матерей помогут сплочению, найдя то общенациональное и общечеловеческое, что делает нас русскими людьми. Недавно отмечался международный День матери, в который мы поздравили наших матерей. Однако нельзя забывать и о том, что помимо удачливых мам, чьими потомками мы являемся, в прошлом существовало много и таких неудачливых матерей, потомство которых вымерло. И мы как потомки параллельных им ветвей молекулярно-генетическими методами можем косвенно именовать, а значит сохранять и поминать, терминированные матрилинии.

Воскрешение и реконструкция имён предков в таком комплексном генетико-генеалогическом проекте предполагает то, что мы используем не только пласт архивно-документальной генеалогии, который исчерпывается физическими носителями информации на глубину в 500 лет, но также можем изучать нашу биологическую родословную, хранящуюся в ДНК, то есть извлекая информацию о тех предках, которые оставили в нас свой генетический след. По сути ДНК является кладбищем многих прародителей, которым повезло передать наследственную информацию в виде генетического текста. Изучая и интерпретируя этот текст, мы можем по отдельным мутациям, например, в Y-хромосоме (мужской половой хромосоме) именовать даже таких пращуров, которые выходят за пределы физического существования устных преданий и документальных генеалогий. Благодаря извлечению ДНК из костных человеческих останков, относящихся к той или иной археологической культуре, мы также воскрешаем их посредством определения точечных мутаций. Их обозначения позволяют косвенно номинировать тех носителей, которые не смогли ни в устных преданиях, ни в письменных источниках зафиксировать своё бывание, то есть оставить хотя бы какой-то след для потомков.

Любая память передаётся из поколения в поколение в виде и материальных, и устных преданий, однако сегодня мы пытаемся восполнить то самое забвение, в которое погружены многие наши предки. Несколько лет назад я опубликовал статью, посвящённую проблеме ДНК-генеалогического именования далёких предков, в которой сослался на философию общего дела Н. Ф. Фёдорова: «Только в учении о родстве вопрос о толпе и личности получает решение: единство не поглощает, а возвеличивает каждую единицу, различие же личностей лишь скрепляет единство, которое всё заключается, во-первых, в сознании каждым себя сыном, внуком, правнуком, праправнуком... потомком, то есть сыном всех умерших отцов, а не бродягою, не помнящим родства, как в толпе; и, во-вторых, в признании каждым со всеми вместе, а не в розни, не в отдельности, как в толпе, долга своего к ним, ко всем умершим отцам, долга, ограничения коего исходят только из чувственности или, точнее, из злоупотребления чувственностью, которое и дробит массу (сельский род), превращает её в толпу».

Именно это единство мы и подразумеваем, когда пытаемся мыслить как народ, то есть совокупность родов и семей. Но дело в том, что официальная история России – это в основном история царей и царедворцев, генеалогия правящих династий. В то время как история самого русского народа, состоящего из конкретных семей и родов, до сих пор не написана, потому что она может быть написана лишь совокупно, когда каждая семья сможет изучить историю предков и вписать их в официальную историю России. Каждая семья должна проследить вклад предков в те или иные события за тысячелетнюю историю страны. Именно такой генеалогически-ориентированный подход и должен быть избран для преподавания истории в школе. Если со школьных лет детей не заинтересовать историей своей семьи, то мы так и будем плодить «Иванов, не помнящих родства», которые будут транслировать беспамятство (культура забвения как отмена предков) будущим поколениям. Каждый из нас живёт в очень узком жизненном горизонте: это примерно 100–150 лет в прошлое, когда мы помним какие-то факты из жизни предков, полученные от них непосредственно, и примерно 100–150 лет в будущее, когда мы пытаемся вырастить детей, дожить до внуков и правнуков, то есть убедиться в том, что наш наследственный генетический материал гарантированно передан потомкам – размножен и преумножен (генетическая миссия). Но поскольку мы живём в мире культуры, которая является формой человеческой адаптации, постольку социокультурные практики часто выходят на первое место, тем не менее, от биологического субстрата никуда не деться. Комплексное изучение семейно-родовой истории осуществляется, во-первых, в форме культурных артефактов (достижений, имён, поступков, событий), и в генетическом плане, когда с помощью ДНК-тестов мы пытаемся установить, откуда мы родом, к каким этносам принадлежим, каковы пути миграции предков, в каких археологических культурах они жили.

История России, изложенная в официальных документах и учебниках, – это история не русского народа, а правящих династий и их обслуги. Изучение русской истории нужно вести сквозь призму родовой истории предков. Тот факт, что 2024 год в России объявлен Годом семьи, знаменует соответствующий разворот. Семья как индивидуальная ячейка по сохранению родовой памяти, то есть в истории поколений, необходима для того, чтобы количество артефактов семейной традиции могло увеличиваться. Зададимся вопросом: какое количество потомков сможет получить от предка тот или иной артефакт – грамоту, медаль, фотографию? Фотографию можно размножить, а медаль нет. Конкретный материальный артефакт, как правило, сохранится в какой-то одной семье, а остальные окажутся не у дел. Поэтому изучение родословной и составление генеалогического древа, написание семейной книги и её тиражирование позволяют сохранить свои родовые традиции для большинства потомков. Генеалогическая культура знаний нужна для того, чтобы человек был не просто животным, вырванным из культурного контекста и затравленным своим узким жизненным горизонтом, а имел возможность проследить корни вглубь, до общих предков со всем человечеством и даже с параллельными ветвями рода homo (неандертальцами, денисовскими людьми и другими вымершими подвидами людей). Тем самым каждый человек сможет понять личную ответственность перед будущими поколениями за передачу этих уникальных культуросозидающих знаний.

Следующий тезис моего выступления посвящён такой актуальной проблеме, как генетико-генеалогическое происхождение государствообразующей династии Рюриковичей. По-прежнему продолжается противоборство норманнского и антинорманнского мифов, несмотря на появление новых междисциплинарных научных методов. Речь идёт о результатах исследования костных останков сына Александра Невского – владимирского князя Дмитрия Александровича (умер в 1294 году), для которого определена Y-гаплогруппа (генетический род), передающаяся по прямой мужской линии; она позволяет проследить генетических предков Рюриковичей на тысячи и десятки тысяч лет назад. ДНК-тестирование официальных потомков Рюрика началось в начале 2000-х годов. Всего из членов «Российского дворянского собрания» было отобрано более 40 доноров для секвенирования их Y-хромосом, которые подобно фамилиям передаются исключительно патрилинейно – от отца к сыну. Однако у разных доноров были выявлены разные Y-гаплогруппы, но такого генеалогически не может быть: если Рюрик как основатель династии всё-таки существовал, то у него была только одна Y-гаплогруппа, и все его мужские потомки должны принадлежать к одному генетическому роду. Какая конкретно Y-гаплогруппа должна быть у потомков Рюрика – сказать было сложно, потому что тестировались представители разных ветвей Рюриковичей, и на протяжении тысячелетней истории этих родов могли случаться и женский адюльтер, и подмены младенцев, и социальное включение иногенетического ребёнка в ту или иную аристократическую семью. У потомков киевского князя Ярослава Мудрого – Ольговичей и Мономашичей – была определена Y-гаплогруппа N (субклад N-VL11), встречающаяся примерно у 20% русских, которые проживают на северо-западе России, на Урале, хотя родом она из Юго-Восточной Азии. Многие коренные народы Сибири – носители этой ДНК-генеалогической линии. Одни её носители тысячи лет назад мигрировали в Европу (это современные финны), другая часть ушла на восток (это современные якуты). Несмотря на введение в научный оборот новых данных, норманисты и антинорманисты не готовы идти на компромисс, интерпретируя генетическую информацию в выгодном для себя ключе. Конечно, для более надёжной научной выборки нужно протестировать больше костных останков Рюриковичей, а для этого необходимо вскрывать царские захоронения, в частности, в некрополе Архангельского собора Московского Кремля, где имеются хорошо атрибутированные останки – например, Ивана IV Грозного. В целом поражает упёртость верующих в норманизм и антинорманизм, пытающихся этнические корни связать с конкретной территорией и игнорирующих частые миграции населения. Гаплогруппа не написана на лбу. Люди испокон веков объединялись не на основе гаплогрупп, пускай и соблюдая кровно-родственный (а вернее хромосомно-родственный) принцип, но лишь сегодня мы можем, прочитывая (секвенируя) ДНК как биологический документ, определять реальное генетическое происхождение. В период становления Русского государства и призвания варягов этот гаплогруппный компонент не играл никакой роли. Предки и сородичи Рюриковичей проживали на территории как Балтии, так и Скандинавии. Нельзя приравнивать гаплогруппу к определённому этносу, хотя у многих народов есть мажорные (преобладающие) и минорные (неосновные) гаплогруппы: например, у русских мажорная гаплогруппа R1а-Z283 (около 50% от мужской популяции). Дискриминация людей по гаплогруппе имеет место, но намного важнее объективное знание о гаплогруппном разнообразии человечества, благодаря которому естественнонаучней давать интерпретацию истории наших общих предков.

Сейчас в России наблюдается настоящий генеалогический бум. Россияне массово ищут предков, пытаясь восполнить отрицательный мемориальный опыт советской власти, когда нужно было забыть историю до 1917 года, когда в результате коллективизации и репрессий жители страны искусственно разроднились, а после Великой Отечественной войны вообще впали в настоящую демографическую яму. В наши дни осуществляется масштабная генеалогическая компенсация, которой способствуют оцифровка архивных документов, интернетизация информации, дешевизна ДНК-тестов на родство. В чём состоит философский поиск корней русскости? Помимо воскрешения имён предков и генеалогических реконструкций, мы хотим проследить своё этническое происхождение, максимально глубоко проникнув в семейно-родовую историю. Поскольку мы живём в самой большой стране мира, постольку наши корни тянутся в десятки регионов России, население которых обладает специфическими этногенетическими маркерами.

Благодаря ДНК-генеалогии русские узнали, что история их предков намного древнее, чем история славян, живших на территории Русской равнины в середине первого тысячелетия новой эры. По школьным учебникам мы привыкли вести своё происхождение примерно с VI–VII веков, когда в исторических источниках появляются упоминания о первых славянских государствах. Однако согласно популяционно-генетическим и ДНК-генеалогическим исследованиям предки современных русских жили на территории Европы несколько тысячелетий. Первое упоминание в историческом источнике – ещё не аргумент. У всех были родители, дедушки, бабушки и более далёкие предки, которые не появились из ниоткуда, а многими поколениями и культурами жили на одной и той же территории. Сегодня с помощью ДНК-тестирования каждый человек может проследить историю своих предков на тысячи и десятки тысяч лет вглубь, устанавливая пути их миграций по всем континентам. Иными словами, мы смогли углубить дописьменную историю России, когда на территории Русской равнины 5 тысяч лет назад уже проживали носители Y-хромосомной гаплогруппы R1a-Z645 (условные «протоарии»), чьими потомками является большинство современных русских.

В заключение вернусь к прошлогоднему докладу, чтобы ещё раз заострить внимание на проблеме генеалогической памяти русофобов, которая обострилась после начала Специальной военной операции – от «культуры отмены» до «культуры забвения». Каждый человек стремится оставить после себя хотя бы какой-то след, чтобы его имя сохранилось для потомков. Мы изучаем кости вымерших динозавров, которым сотни миллионов лет, но что останется от нас самих? Всего через 100 лет после смерти не сохранится даже наших атрибутированных захоронений. Останутся лишь разрозненные упоминания в интернете (преимущественно в соцсетях) и редкие документальные следы в архивах. Но если мыслить тысячами и миллионами лет, то какое мемориальное будущее всех нас ждёт? Какие надёжные артефакты будут свидетельствовать о нашем существовании в мире? В рамках короткого жизненного горизонта немногие успевают задуматься об этом – успеть бы выплатить ипотеку и дожить до рождения внуков. А вот философы любят оперировать немыслимыми понятиями и невообразимыми пространственными горизонтами, поэтому и я с точки зрения тафономии стараюсь актуализировать эту проблематику, разработанную ещё русским фантастом И. А. Ефремовым. Подытожив, скажу, что к жизни надо относиться не столько философски, сколько тафономически!..

Генеалогическая память является стержнем культурной ксено – и этнофобии, крайним проявлением которой стала «культура отмены всего русского». Существует такое идеологическое клише, как «русский великодержавный (великорусский) шовинизм». Со своей стороны мы предлагаем антонимичный термин «великорусофобский шовинизм». Великорусофобский шовинизм прочно врос в генеалогическое древо западной ментальности. Генетико-генеалогическая память народов – это ключ к пониманию различных ксено – и этнофобий. Тот факт, что именно наши предки оказались победителями во Второй мировой войне и Великой Отечественной войне, не даёт спокойно жить потомкам тех, кто проиграл. Этот генеалогически обусловленный ресентимент Запада будет и дальше транслироваться в поколениях, поэтому с ним нужно научиться мирно сосуществовать. Мы не сможем ненасильственно изъять эту генеалогическую память у нынешних поколений, нам не удастся их перевоспитать, навязав свои культурные коды. Наше пограничное состояние будет означать следующее: та территория, за которую мы сейчас боремся в географическом, геополитическом и историософском планах, надолго останется лимитрофной между цивилизацией коллективного Запада и нашим Русским Миром. Мы должны сохранить эту историческую память для всего человечества, чтобы все понимали, чьи они потомки и какими культурными мемами движимы. Фундамент нашего единения – общее генетическое происхождение всех людей, генеалогические линии которых уходят на сотни тысяч и миллионы лет вглубь. Несмотря на то, что нас разделяет множество культурных отличий, мы должны искать общие корни, осознавая родство со всеми живыми организмами на Земле. Все мы – коренные метисы, в чьей ДНК перемешаны геномы большого числа предков из разных регионов планеты. Философия общего дела – это понимание общего корня жизни, чей единственный враг – смерть, разделяющая предков и потомков в потоке забвения и являющаяся основным источником зла.

Сейчас на Западе разрабатывается проект «Архив миллиарда лет». Звучит утопично и фантастично, но зарубежные учёные всерьёз задумываются о том, чтобы на специальных никелевых носителях сохранить для будущих поколений информацию о человеческой цивилизации (приблизительно на срок в миллиард лет). Первый архив уже отправлен на Луну, планируется отправка резервной копии на Марс, а далее и на все планеты Солнечной системы. Для нас это невообразимая хронологическая величина, тем не менее, мы должны задаться вопросом, а какая информация о Русском Мире будет записана на этих долговечных дисках? Не окажется ли русская цивилизация жертвой так называемой культуры отмены, которая сегодня столь стремительно распространяется на Западе? Вот почему мы должны реализовывать собственный негэнтропийный проект по сохранению следов нашего бывания во Вселенной.



Дата: 12.03.2024 20:12 (Прочтено: 138)
Copyright © Руськая Культура   Все права защищены.


Напечатать статьюНапечатать статью
Отправить статьюОтправить статью

Ваш комментарий
Ваше имя: Гость [ Регистрация ]

Тема:


Комментарий:


 

Комментарии к статье

Ваш комментарий будет первым...



[ 28.04.2024 02:21:16 ]