Статьи Книги О сайте
Руськая КультураСтатьиСветоносный Честняков

Светоносный Честняков

(60) 
 Георгий Судовцев, Ефим Васильевич Честняков, Газета "Завтра", искусство, художники, деревня, честняков, культура, археофутуризм, крестьянство, Русский Мир, мир, будущее, дети, работа, художник, Запад, Петербург, Россия, автомобиль, животные, Газета «Завтра»

Газета «Завтра»

Георгий Судовцев , Газета "Завтра" – zavtra.ru 31.12.2024, 00:12

к 150-летию мастера

"Он чувствовал и понимал людскую душу…" — в этой характеристике, данной односельчанами Ефима Васильевича Честнякова (при рождении — Евфимия Васильевича Самуилова, 19 (31) декабря 1874 г. — 27 июня 1961 г.) через несколько лет после его смерти, ясно слышна справедливость древней поговорки "глас народа — глас Божий", в иной форме, с другого ракурса утверждаемая евангельским: "Въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Б~гу, и Б~гъ бѣ Слово". Потому что речь идёт о душе не человеческой, единичной и отдельной или о некоем множестве таких душ, а о душе людской, то есть единой и общей. И честняковское понимание этой людской, народной души вовсе не ограничивалось средствами изобразительного искусства. Он — ещё и писатель, и мыслитель, и учитель, и, по сути, создатель оригинальной формы театрального действа. Позиционировать его в качестве только художника или, тем более, "крестьянского художника" — значит, сильно урезать и преуменьшать значение этого уникального явления не только для отечественной культуры, но, стоит сказать, и для русской цивилизации, Русского Мира в целом. Не случайно Савва Васильевич Ямщиков характеризовал его как "фигуру возрожденческую", а академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв даже назвал "русским Леонардо да Винчи".

Возможно, это и преувеличение: во всяком случае, никакие технические изобретения за авторством Честнякова неизвестны. Но нельзя отрицать наличия особого зрения художника, запечатлённого в честняковских картинах и мелкой пластике ("глинянках"), которое не только стало первой и самой прочной основой его известности, но получило своё продолжение и развитие в отечественном искусстве — например, в творчестве И.С. Глазунова. У Честнякова всё по-славянски округло, плавно и неизъяснимо родственно нашей душе — словно в ожившей сказке, где вместе с людьми запросто присутствуют вполне узнаваемые и в то же время фантастические животные, птицы, ангелы, лешие, домовые и прочие существа.

Творчество Ефима Честнякова даёт синтетический образ традиционной русской деревни, ушедшей, словно легендарный град Китеж, под воду нашей истории ХХ века. В частности, феномен "деревенской прозы" 1960–1980-х годов, не слишком отдаляясь от истины, можно рассматривать как литературную расшифровку честняковских картин, "глинянок" и "словесности".

Для подтверждения этого тезиса можно привести цитату из написанной Ефимом Васильевичем ещё в 1910 годах "словесности" "Марко Бессчастный": "По духу содержания речей моих смешенье настоящего с грядущим обыденного значенья не имеет. Рисуем мы картины грёз. По описанью образов высказываем, будто бы они уже воплощены, в действительности есть. Строительство игрушечное как бы, но люди в знаниях и действиях своих похожи на детей: вначале фантазия несётся впереди практического дела, в духовном мире есть все наши измененья. И воплощаются потом. Не следует бравировать познаньями пред бедностью убогой: родная старина перед лицом нововведений. Вот вижу я: запруда наша затопляет мирные могилы кладбища родного, и храм стоит на низком берегу… И жаль мне их и нашу трудовую жизнь с укладом вековечным, рыдания стесняют грудь, и вижу будто я умерших и живых перед собою… И тогда не знаю — строить иль не строить. Хотя бы было самое великое возможно, как лучше быть? Пугает нас принять культуру городов: она имеет примеси греха и исподвольно входит в нашу жизнь. И лишь через десятки лет заметно очевидно, как исчезает наша бытность и остаётся пустота".

Разве не предвосхищены здесь те же "Прощание с Матёрой" (1976) и "Пожар" (1985) Валентина Распутина, написанные через шесть-семь десятилетий после честняковских прозрений? А теперь представьте себе, что эти строки ритмизированной прозы читаются детям и взрослым на фоне картины-декорации "Город всеобщего благоденствия" (загл.илл), написанной на нескольких отдельных кусках большого (почти 2 на 3,5 метра) полотна и датируемой примерно 1914 годом, в окружении расставленных авторских "глинянок", создающих особое пространство и время, которое должно уносить зрителей, слушателей и участников действа в иную реальность, где царствуют законы мира, согласия, добра и справедливости.

А ведь так оно и было, по воспоминаниям очевидцев "его творенья были частью единого действа". "На двухколёсной тележке-ондреце он привозил в деревни свои глинянки, картины, кукол. Сам был и режиссёром, и музыкантом, и актёром спектаклей (вместе с детьми и взрослыми)". Что и говорить, "Город всеобщего благоденствия" сильно отличается от описанного Пушкиным в "Сказке о царе Салтане" чудесного града князя Гвидона, где:

"Все в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты…"

А у Честнякова эти избы не просто есть — их много, и они запросто соседствуют с палатами каменными, а люди одеты-обуты очень по-разному, каждый в своё: что "городское", что "деревенское", кто в туфлях, кто в сапогах, кто в лаптях, а кто и босиком. И что, может быть, самое важное — избы там вовсе не "пережиток прошлого", а воплощение традиционных ценностей русской цивилизации:

"Мы много думали, как сохранить в культуре нашей бытность, чтоб новыми затеями уклада старины не потревожить. Среди деревни, например, стояла древняя избушка баушки Варвары. И долго мы готовили в заводах специальную великую лопату квадрату около десяти саженей, чтоб в этот дом (создаваемый героями "словесности" на месте бывшей деревни. — Авт.) перенести избушку вместе с баушкой Варварой, с пластом земли, с лужком, с полененкою дров, чтобы тишайшим образом нисколь не потревожить ни брёвнышка и ни ступеньки в лесенке, ни ласточкина гнёздышка под крышей и паутинки в уголках.

Когда лопату приготовили, её сперва в работе испытали. Она катилась на колёсах, как автомобиль, размерами с порядочный завод. И множество при ней сверлов, что под лопатою технически работают, выбрасывая землю, для облегчения движения лопаты, и под нею образуется пещера, в которой люди за работой наблюдают, стоят и ходят во весь рост.

И, убедившись, что пригодная вполне, с лопатою к избушке подкатились… И подняла Варварин дом, как на ладони, как детскую игрушку. И по широкому подъезду, который возвышается исподвольно, в дом ввезли избушку, и там при помощи технических машин подъёмных водворили. И стоит она в большом прекрасном доме, будто как на старом месте, со своим лужком, полененкою дров. Над нею крыша из прозрачной ткани, и солнышко в безоблачные дни. А баушка Варвара прежней бытностью живёт — приносит дровцы из полененки у стенки, печку затопляет, и пекёт лепёшки, и замечает только лишь, что будто бы покойней стало. И над избушкою устроили трубу, чтоб дым наружу выходил, когда она затопит печку. А нечистоты удаляются технической системой ящиков вдвижных".

Такой вот "археофутуризм", параллельно-иномерный поискам Маяковского, Бурлюка, Северянина и прочих героев модернового Серебряного века.

Исследователь творчества Честнякова И.С. Шаваринский высказался в том духе, что "мирискусники" писали о прошлом, передвижники критиковали современность, Честняков же воспевал будущее — будущий мир универсальной крестьянской культуры.

Утопия ли это, место ли, которого нет и быть не может? Не исключено. Но Ефим Васильевич Честняков, уроженец костромской деревни Шаблово близ Кологрива, ученик Ильи Репина, покинувший столичный мир в 1914 году и проведший остаток своей долгой жизни, почти полвека, в тяготах, бедности и безвестности в родных местах, всё-таки не просто создал реальный и синтетический образ этой своей утопии, но и стремился, несмотря ни на что, жить в ней, внутри неё. Заново открытое краеведами в середине 1970-х годов, но так и не "расшифрованное" полностью его творчество из-за горбачёвской "перестройки" и ельцинских "рыночно-демократических реформ", а также общего прозападного курса нашей страны 1990–2010-х годов опять надолго оказалось на периферии государственных и общественных национальных интересов. Но есть надежда: теперь, когда заявлено, что путь России больше не лежит на Запад, эта ситуация может измениться.

На единственном сохранившемся фото Е.В. Честнякова, датированном 1899 годом, годом его первого появления в Санкт-Петербурге и первого признания в качестве художника, он молод, полон сил, а перед ним — будущее и вечность.



Дата: 01.01.2025 11:01 (Прочтено: 60)


Напечатать статьюНапечатать статью

Ваш комментарий
Ваше имя: Гость [ Регистрация ]

Тема:


Комментарий:


 

Комментарии к статье

Ваш комментарий будет первым...



[ 13.01.2025 10:43:32 ]