|
|
В России Семь Десятилетий
Нет дня важнее, чем есть тот
День Окончанья Лихолетья,
Что ей принёс Фашистов Сброд,
Всем Миром пожелавший править
И Нацией одной в нём быть,
Арийцами себя восславив,
Людей Других Стран истребить.
С Нацистов Маршем по Европе
Прошёл Фашизм по Странам той,
Не ставших с тем ломать их Копий,
Вассалом став под тех Пятой.
И лишь одна Страна Советов
Под Игом не желала стать
Фашистской Армии, где Вето
Не существует, чтобы красть.
Не пожелали знать Фашисты
Уроков Прежних Дней и Лет,
Когда Другим Еврофашистам
Россией сломлен был Хребет.
|
|
|
|
Битва за Париж была одной из самых кровопролитных в кампании 1814 года: союзные войска потеряли более 8 тыс. человек. Из них более 6 тыс. человек были русскими, более 2 тыс. человек — пруссаки. Вюртембергский корпус потерял около 180 человек. По другим данным, союзники потеряли более 9 тыс. человек. Точные французские потери неизвестны. Источники сообщают о 4 тыс. человек. Союзники захватили 114 орудий, из них 70 захватили русские солдаты. Барклай де Толли был пожалован в фельдмаршалы, принц Евгений Вюртембергский — в генералы от инфантерии. Блюхер получил княжеское достоинство, генерал Йорк получил титул графа Вартенбургского и т. д.
|
|
|
|
В 1874 году 6 (18) марта в Киевской губернии родился русский философ Николай Александрович Бердяев. Его отец — офицер русской армии, дед — генерал, победитель Наполеона. Мать — аристократка. Семья сделала Бердяева помимо его воли внутренне аристократичным. Он следил за своим внешним видом и эстетически относился к другим. Николай Бердяев поступил в кадетский корпус, чтобы подготовиться к воинской службе. "Я, — вспоминал Бердяев, — не любил корпуса, не любил военщины, всё мне было немило". В 6 классе он оставил корпус и стал готовиться к поступлению в университет. Тогда-то у него и появилось желание сделаться профессором философии.
Бердяев хотел быть таким, каким его замыслил Бог. А Бог замыслил его, как он полагал, философом. Как это можно было узнать? По внешним признакам. В 14 лет он уже прочёл "Критику чистого разума" Канта, "Философию духа" Гегеля, произведения Шопенгауэра и Ницше.
|
|
|
|
Мои философские увлечения начались в студенческие годы, когда я занялся изучением семейной родословной. Возможно, это и обусловило поиск философских оснований происхождения себя (частное) и человечества (целое). Все мы ищем собственные истоки, пытаемся дойти до первоначал, проследить причинно-следственную связь, и занятие генеалогией, то есть историей семейной, родовой, этнической, позволяет, в конце концов, понять, кто мы и откуда пришли, другими словами, в контексте русской и мировой истории проследить пути миграций наших общих далёких предков. Первый тезис моего выступления касается роли генеалогии в философии общего дела Николая Фёдоровича Фёдорова: от патрофикации к ономафикации.
|
|
|
|
— Андрей Владимирович, насколько на ваш взгляд актуально создание или формализация так называемого русского мировоззренческого канона? — Мне кажется, этот вопрос назрел давно. Он начал активно решаться с середины XIX века, с дискуссии между славянофилами и западниками, с трудов наших великих писателей Достоевского и Тютчева, философов Данилевского, Леонтьева и Соловьева, с картин передвижников (особенно Сурикова), с русской музыки в лице Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова. Этот процесс можно назвать началом систематического цивилизационного самосознания России.
Российская философская мысль и позднее над этим работает, но потом процесс тормозится, потому что восторжествовали идеи, далекие от задачи цивилизационного самосознания России: социалистические, либерально-демократические, пришедшие с Запада и приведшие, кстати говоря, к двум великим российским трагедиям XX века: к социалистической революции и к так называемой «перестройке», носившей либерально-прозападный характер. И вот сейчас мы возвращаемся на новом уровне к необходимости наконец-то осознать себя в качестве особой цивилизации
|
|
|
|
Движение "Русская Мечта" состоялось. Было много тревог — удастся ли запустить реактор нашего движения? Ведь мы обратились к нашему народу со словами возвышенными, необычными в наше время. Обратились к народу, который живёт трудно, смотрит в землю, под ноги: копает окопы, могилы, ищет, не лежит ли на земле кошелёк. А русские люди, какими бы кромешными делами они ни занимались, нуждаются в небесном, в возвышенном. У них загораются глаза, когда с ними говорят о высших смыслах, ради которых создана Россия, и ради чего они живут, трудятся, поклоняются могилам своих предков, умирают. И, глядя на лица мечтателей, познакомившись с проектами, которые представлены, исследуя распространение движения по регионам, могу сказать — движение сформировалось.
|
|
|
|
Когда-то давно Институт философии (тогда ещё) Академии Наук СССР занимался исследованием «единственной научной» марксистско-ленинской философии: «диамата» и «истмата» вместе с «научным атеизмом». В то время современные западные философы если и изучались, то обычно с целью последующей беспощадной критики их «буржуазных» и «ревизионистских» концепций. Но 30 с лишним лет назад ситуация изменилась. Марксизм-ленинизм списали в утиль, «идеологические барьеры» пали, наступил «плюрализм», а Институт философии (теперь уже) Российской Академии Наук решил наверстать упущенное и начал «осваивать» неизвестных россиянам европейских, североамериканских и латиноамериканских авторов.
|
|
|
|
«Свой» или «чужой»?
Такой выбор мы делаем машинально. Но с интуицией это не имеет ничего общего.
Люди похожи на кодовые замки с многоуровневой защитой.
Совпадает шифр? Бинго!
Со «своими» мы «на одной волне» – есть контакт!
От «чужого» – держимся на расстоянии.
В основе шифра – культурный и когнитивный коды.
Они незаметно влияют на наше сознание. Глубже образования или воспитания в семье.
Особенности родного языка, география, климат, исторические события, искусство…
Мы ежедневно наблюдаем множество образов и жизненных смыслов. Неосознанно складываем из них моральные понятия, ценности, принципы и поведение. Наши предустановки мышления.
Как это работает и влияет на жизнь?
Можно ли посчитать алгоритм культурного кода?
Какие особенности когнитивного и культурного кодов России?
|
|
|
|
На заседании Совета при президенте по науке и образованию одобрена обновлённая редакция Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года, а заодно и объёмы финансовой поддержки отечественной науки, планы по расширению деятельности Российского научного фонда.
Во время обсуждения Стратегии было предложено дополнить её проектами в области гуманитарных наук и образования, которые «тоже влияют на безопасность и качество жизни населения».
Стоит предусмотреть поддержку не только для перспективных направлений, которые уже отобраны, но и для новой системы образования, профориентации и подготовки кадров, заработавшей с этого года. Звучали также предложения изменить подходы к сдаче Единого государственного экзамена, вернуться к математике и черчению в средней школе, чтобы привлечь молодёжь к техническим специальностям.
|
|
|
|
Строится очередная Вавилонская башня – европейская
Коллективный Запад открыто провозгласил своей целью борьбу за унификацию человека, насаждение транснационального сознания путем уничтожения национальной памяти народов и превращения истории в квазирелигию.
Для формирования «европейского исторического сознания» резолюция предусматривает создание «Дома европейской истории» – не путать с партийным домом! Цель его – определение и «защита мест демократической памяти». Недемократическая память, понятно, защите не подлежит. Таковой резолюция называет национальную историю и прежде всего «русский исторический ревизионизм» – нашу национальную историю, которая авторов резолюции не устраивает, как говорили раньше, «целиком и полностью».
|
|
|
|
— Алексей Олегович, какая, на ваш взгляд, самая насущная проблема российской архитектуры? — Диагноз давно поставлен. Это утрата нашей архитектурой государствообразующего положения и, как следствие, обрушение статуса архитектора. Архитектура сегодня не «купол» для всех искусств, а сервис, который обслуживает интересы стройкомплекса, где красота исчерпывается набором цветов, фактур и выходом квадратных метров. В середине XX века ликвидировали академическую архитектуру, стремясь решить наиострейший жилищный вопрос. Это благое намерение «инфицировало» отечественное зодчество утилитарностью, позже эта «болезнь» многократно усилилась в либеральной экономической модели. В результате мы утратили понимание призвания архитектора, который должен видеть целостную картину от культурного компонента до материаловедения. Таких специалистов у нас сейчас — единицы, а вот «фрагментарных» — с избытком. Я считаю, что мерилом ценности архитектуры категорически не может быть только экономика.
|
|
|
|
Константин Бабкин рассказал об особенностях форума, который пройдет 2-3 апреля Культура и идеология сильно влияют на достижения общества, в том числе и экономические, так считает известный промышленник, президент ассоциации "Росспецмаш" и председатель Московского экономического форума Константин Бабкин. Потому в преддверии нового большого МЭФ, который пройдет в столице 2-3 апреля, он анонсировал серьезный разговор между технарями, людьми труда и представителями культуры и искусства. Пока искусство не отражает действительность и устремления людей, а порой даже искажает их. О том, почему сегодня так важно искать основу для нравственности, для черпания новых сил и для движения вперед, Константин Бабкин рассказал в беседе с Накануне.
|
|
|
|
«Вы, жадною толпой стоящие у трона...» Лермонтов Когда на минувшем Всемирном русском народном соборе Президент России, наш Верховный главнокомандующий говорил о борьбе за суверенитет – он упомянул разные аспекты: политический суверенитет, экономический, даже технологический... Не прозвучало только одно – культурный суверенитет. А он сегодня (да и всегда) был и остаётся определяющим для независимости как самого народа, так и высшей формы народной самоорганизации – государства, этим народом созданного. В нашей истории уже не раз бывало, когда государство Российское, созданное государствообразующим русским народом совместно с другими коренными народами России, сохранялось только общностью нашей суверенной культуры, в основе которой лежало и лежит Православие.
|
|
|
|
Сейчас знания давно уже утратили ценность. И важным часто является обратное – ограничение поступающей информации. Важно сейчас – и будет еще более важным в будущем – так это «мотивация». То есть, понимание, что надо знания получать – и главное, умение заставить себя это делать. То, что ранее реализовывалось «автоматически». Современная условная «школа» должна давать не знания – а потребность в их получении и умение их получать.
Этого «традиционная схема» – с аудиториями, классами и преподавателями – делать не может катастрофически. Не помогают тут и все «современные попытки» решить задачу через «геймофикацию образования» и т.д. И помочь не могут – потому, что направлены не на то, на что надо, а, скорее, на противоположное: на «запихивание в мозги» той же информации, только весьма конкретной.
|
|
|
|
1937-й – это не только год, когда размах сталинской зачистки ленинско-троцкистской гвардии достиг своего пика. Это так же год столетнего юбилея гибели Пушкина, отмеченного в Советской России 1937-го с небывалым размахом. Более того, фигура Пушкина, до этого момента находившаяся в тени, в ходе февральских торжеств 1937-го г. заняла в совершенно феноменальное место советском пантеоне. Сияние вновь прославленного в лике советских святых поэта не просто затмило лики прочих советских культурных икон, но едва ли не сравнилось с сиянием «вечно живого» и «самого человечного человека» Ленина.
|
|
|
|
В конце 80-х годов прошлого века, когда верхушка КПСС стала вырождаться, появилась модная тенденция уповать на развитие института частной собственности. В нее верили, как в панацею всего и вся. И никто не задумывался, ак что это, частная собственность, как она влияет на человека, что становится с… В конце 80-х годов прошлого века, когда верхушка КПСС стала вырождаться, появилась модная тенденция уповать на развитие института частной собственности. В нее верили, как в панацею всего и вся. И никто не задумывался, а что это, частная собственность, как она влияет на человека, что становится с духовностью при контакте с частной собственностью? Вопрос отнюдь не праздный, его изучали как философы и ученые, так и лучшие умы церкви. Что такое частная собственность, благо или зло в современном мире? Собственность – это кража Говоря юридическим языком, это одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право гражданина или юридического лица на конкретное имущество, включая средства производства.
|
|
|
|
У меня состоялась глубокая, длинная и во многом неожиданная беседа с министром культуры Ольгой Борисовной Любимовой. Министр, очаровательная женщина, поделилась со мной ощущениями от огромной кропотливой работы, в которую она погружена. Она сказала, что в сознании русского человека происходит перелом. Люди тянутся к возвышенному. И я сам, и близкие мне люди искали, жаждали русского духовного интеллектуального прорыва. И вот мои чаяния подтвердились. С началом Специальной военной операции из России хлынула волна либеральных интеллигентов. Публицистов, представителей шоу-бизнеса,…
|
|
|
|
Экзистенциальный кризис России начался в конце XIX века и продолжается до сих пор. В чём суть этого кризиса? В том, что мы перестали понимать, что значит быть русским. "Я русский", — говорил Л.Н. Гумилёв. "Но почему же вы тогда евразиец?" — спрашивали его. Потому что, отвечал Гумилёв, без русских не будет России, а без России изменится физиономия Евразии, а это значит — и всего мира. Мир будет без лица. Евразийский путь выхода из кризиса Евразийство — то единственное, что сделала русская философия в XX веке. Философия евразийства проста. Её можно свести к двум идеям. Во-первых, это идея полицентризма, что означает: история человечества — не единое целое с центром в Европе.
|
|
|
|
Словакия – первая западнославянская страна, официально восстановившей культурные контакты с Россией и Белоруссией.Велика в этом роль личности – самодостаточной, стержневой, с подлинным душевным здоровьем – подобную которой мы не видели в европейской политике уже лет двадцать. Имею в виду министра культуры Словакии Мартину Шимковичову. Вот прямые цитаты из её интервью, данного после назначения на министерский пост в октябре 2023 года. «Токсичная идеология должна быть отсечена. Мы должны поддерживать всё позитивное и здоровое. Наши дети должны знать наши корни. Они являются основой для их роста.
|
|
|
|
У русского философа и поэта Владимира Соловьева (1853−1900) есть фундаментальное философско-этическое произведение, которое называется «Оправдание добра» (1897). Вспомнил я его в связи вот с чем. Перечитывал трактаты европейских мыслителей XVII-XVIII вв. (большинство из них принято относить к философам), легшие в основу нынешней так называемой экономической науки. И пришел к выводу, что этим сочинениям следовало бы дать общее название: «Оправдание зла». Почему? В самом общем виде рассуждения сводятся к следующему. Во-первых, зло — имманентное свойство человека («естественная природа человека»).
|
|
|
|
«Говорит сказанье нартов: Кто отважней всех на свете?» Что такое Кавказ? Кавказ это… горы! Много гор! Горы повсюду! Древние традиции и современность. Когда-то в детстве, когда ещё не было Интернета, а по ТВ показывали всего пару программ, и далеко не всегда в них было то, что интересно детям,… Что такое Кавказ? Кавказ это… горы! Много гор! Горы повсюду! «Говорит сказанье нартов: Кто отважней всех на свете?»Древние традиции и современность. Когда-то в детстве, когда ещё не было Интернета, а по ТВ показывали всего пару программ, и далеко не всегда в них было то, что интересно детям, родители демонстрировали мне диафильмы, натянув на стене простыню. И это было очень здорово, хотя картинки на экране и не двигались. Сидишь в полутьме, от большого черного эпидиаскопа идет приятное тепло, на стене меняются яркие картинки, а мама и папа по очереди с выражением читают под ними подписи… Один диафильм мне особенно нравился, а назывался он «Сказание о Даханаго».
|
|
|
|
Александру Проханову 1. Тризна Уж задернели торные тропинки Борщевиком, бурьяном, ковыльём. Уже не ждут на общие поминки, Где нас бы угощали по старинке Тем черноплодным терпким киселём. Где каждый знал: он плоть от плоти Рода, Одной супрягой, мiром и семьёй Он тянет лямку с люльки и до гроба, А не свиньёй икочет под скамьёй. И пусть не всех трясина поглотила, Но разобрало, разметало нас, Убавило живые наши силы И даже размагнитило компа́с… Куда ж нам плыть? Сковал нам взоры срам… И как подняться нам? Пока славянофилы-простофили Пускали нюни по чужим меню, Россию проморгали,…
|
|
|
|
Сегодня, когда Россия с муками, кровью и жертвами пытается выйти (в связи с чем невольно вспоминается поговорка "вход рубль, выход два") из своего трагического опыта более чем полувекового самоотрицания и стремления полностью раствориться в "общечеловеческой", а на деле, как выяснилось, античеловеческой цивилизации западного глобализма, великий отечественный композитор Георгий Васильевич Свиридов(3 (16) декабря 1915 г. — 6 января 1998 г.) и его творческое наследие вновь оказываются на линии фронта мировой "гибридной войны". Точно так же, как там сражаются не только бойцы СВО,…
|
|
|
|
В истории отечественной культуры эпоха, которую можно назвать его именем, длилась почти сорок лет, а потому, с неизбежной поправкой на саму сферу деятельности, вполне сопоставима — особенно по созидающему влиянию своему — с политическими эпохами Екатерины Великой или Иосифа Сталина. И дело здесь не сводится только к тому, что великие произведения композиторов «Могучей кучки» или художников-передвижников, по большому счёту, непредставимы без фигуры и влияния Владимира Васильевича Стасова. Это, бесспорно, самые заметные вершины открытого и отчасти созданного — в том числе его собственными непрестанными усилиями — материка русской классики второй половины XIX—начала ХХ века.
|
|
|
|
Беседа с культурологом, академиком РАЕН о сути русского патриотизма
Марина Леонидовна Князева – академик РАЕН, известный в России и за рубежом культуролог, кандидат филологических наук, заслуженный научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник факультета журналистики, с 1990-х годов ведёт в МГУ авторские курсы, посвящённые русской цивилизации и ментальности. Особый интерес вызывает созданная ею дисциплина – «Идеи и образы русской культуры». Она – создатель художественно-культурологического проекта «Русика».
|
|
|
|
Валентин Сергеевич Матвеев-Вентцель, выдающийся пианист и композитор, общественный деятель, кандидат философских наук, основатель Академии Славянской культуры, автор многих произведений в области науки, музыки, литературы и главный режиссер Музыкального полифонического театра «Эльмовы Огни», родился в Москве 14 мая 1931 года. 19 октября 2023 года сердце музыканта перестало биться. Валентин Сергеевич ушел на 93 году жизни после продолжительной болезни.
В память об этом невероятно талантливом человеке – наш текст
|
|
|
|
«Я русский, И мне повезло. Я русский, Всему миру назло». Из репертуара современного певца SHAMAN В производственной мелодраме «Весна на Заречной улице» (1956) есть замечательный фрагмент – рабочий Савченко приходит к учительнице Левченко, а та, небрежно кивнув, начинает с упоением слушать по радио Второй концерт Сергея Рахманинова. Лицо строгой девушки преображается, делаясь мечтательно-задумчивым. Мелодия накатывает, как волны. Каждая нота попадает прямо в сердце. Что ж, тогда влюблённый пролетарий тихонечко ретируется, не выдержав конкуренции – где он, а где – Рахманинов?! Эта пятиминутная сцена сыграна без реплик – мы слышим фортепиано Льва Оборина в сопровождении оркестрантов,…
|
|
|
|
В интернете распространяется этот текст, названный «Манифест Культуры» Как нам, Гражданам России, выстоять и обеспечить мир во всем Мире? Год назад принята стратегия национальной безопасности США. США позиционируют себя как глобального империалиста-гегемона. Врагом номер один объявлены "автократии" – национальные государства, проводящие суверенную политику. Россия упоминается в этом документе 69 раз. Даже чаще, чем Китай. Украина с ее нацистской кликой и армией упоминается только как «антиРоссия». Россия – цивилизационный оппонент СШАи НАТО, утверждают американские политики.
|
|
|
|
Я, любил американский кинематограф 20 века, начиная от Гриффита и Чаплина до Копполы, Спилберга. Свежи ещё в памяти, работы Милоша Формана – "Полёт над гнездом кукушки" и "Амадеус", теребившие сознание, своими: философским и эстетическим, вторыми смыслами... Когда, в конце 80-х – начале 90-х, "перестройка" и начавшаяся "демокRатия" выплеснули, посредством подвальных кинотеатров и частных телестудий сотни штатовских фильмов о: бетменах, гремлинах и прочих "орках" (сюжетов-примитивов – не помню, но действа происходили на фоне: с-улыбочкой-убийств, секса без обязательств, извращённых семейных отношений и т.д.
|
|
|
|
| |
|