Статьи Книги О сайте
Руськая КультураСтатьиУастырджи. Всадник из скалы

Уастырджи. Всадник из скалы

(273) 
 Светлана Золотарёва, Южная Осетия, Бог, вера, Кавказ, дорога, женщина, мир, Россия, история, Военное обозрение

Военное обозрение

Светлана Золотарёва , «Военное обозрение» – topwar.ru 20.01.2024, 03:31

Уастырджи. Всадник из скалы
Что такое Кавказ? Кавказ это… горы! Много гор! Горы повсюду!

«Говорит сказанье нартов:

Кто отважней всех на свете?»

Древние традиции и современность. Когда-то в детстве, когда ещё не было Интернета, а по ТВ показывали всего пару программ, и далеко не всегда в них было то, что интересно детям, родители демонстрировали мне диафильмы, натянув на стене простыню. И это было очень здорово, хотя картинки на экране и не двигались. Сидишь в полутьме, от большого черного эпидиаскопа идет приятное тепло, на стене меняются яркие картинки, а мама и папа по очереди с выражением читают под ними подписи… Один диафильм мне особенно нравился, а назывался он «Сказание о Даханаго».


Одна из картинок из этого диафильма. Ну как маленькой девочке было не влюбиться в такую красавицу? «Вот бы и я была такая!» – думалось, наверное, не мне одной

Однако вышло так, что на Кавказе, о котором столько слышала и столько читала, я оказалась уже далеко не девочкой, что, впрочем, остроты впечатлений не убавило. Напротив, теперь я сама могу рассказать о том, что из увиденного произвело на меня особенно сильное впечатление. И это отнюдь не горы, хотя они… просто потрясающие, а нечто рукотворное и совершенно удивительное – огромный, вырастающий прямо из скалы всадник с труднопроизносимым для меня именем… Уастырджи!


Дороги Кавказа… Куда вы только не посмотрите, один пейзаж красивее другого!

Но кто же он такой и за какие подвиги удостоился он такой чести?

Оказывается, этот поистине удивительный монумент, который, кстати, считается одной из самых больших конных статуй в мире, был возведен на Транскавказской магистрали – дороге, соединяющей Закавказье и Россию в честь героя древнего нартского эпоса, причем для жителей Осетии он и сегодня является святым!

Если кто ездил по этому шоссе, то он знает, что дорога то петляет в ущельях, то идет через пробитые в горных толщах тоннели. И когда вдруг за одним из поворотов из отвесной скалы прямо перед тобой возникает эта циклопическая фигура, у тебя невольно захватывает дух!

«Это как же её сюда затащили?» – тут же возникает в голове вопрос, после чего ты стараешься узнать про неё как можно больше. И… узнаешь!


Типичная горная речка. Неширокая. Неглубокая. Но бурная и шумливая…

Оказывается, традиционная вера осетин в далекой древности называлась Уасдин (Уашдин), причем это не просто вера, к какой мы привыкли, а некое поистине аристократическое и благородное представление о человеческой личности, определенная этика, основанная на понятии чести и стыда, а отнюдь не греха, и героическое отношение к трудностям вместо рабского смирения перед судьбой.

А ещё их эта вера включала в себя прославление и окружающего людей мира, их красоты, силы и здоровья, трепетное отношение к справедливости (принцип «ударили по правой щеке, подставь левую» был бы древним осетинам просто непонятен), а ещё неразделимость эстетики и морали.


Впрочем, сегодня горы Кавказа уже не такие уж и дикие, как раньше. Во всяком случае, в некоторых местах там проложены не только шоссейные, но и канатные дороги

Бога осетины называли – Стыр Хуысау, Старший Бог и представляли его не имеющим ни образа, ни формы, непостижимым и вездесущим, являющимся источником высочайшей мудрости, создателем и покровителем Вселенной. По какому бы случаю осетины ни молились, первым они называли имя этого Бога («Дуне чи сфæлдыста иунгег кадджын Хуыцау»), а вот дальше называли имена дзуаров или духов-покровителей.


Вот он, монумент дзуару Уастырджи или осетинскому Георгию Победоносцу!

Когда в IX веке в пределы Северной и Южной Осетии из Византии проникло христианство, его стали исповедовать, но многие древние образы очень плавно перетекли и в новую веру и сохранились в ней… до сих пор!

Так дзуар Уастырджи, в древнем нартском эпосе описывавшийся как небожитель и изображавшийся в виде старца на трёхногом белом коне в белой бурке, стал покровителем мужчин, воинов и путников. Живет он на небе, но спускается на землю, чтобы проверить людей и узнать, помогают ли они друг другу в нужде и печали.

Интересно, что если судить о нем именно по нартскому эпосу, то окажется, что данный небожитель был не чужд ничему человеческому: он участвовал в походах нартов за добычей и… в их пирах. Не чуждался он и женщин и был отцом красавицы Шатаны.

В общем, по представлениям нартов (а затем и осетин), он является… посредником между Богом и людьми, среди которых появляется, приняв образ нищего старика. Интересно, что женщинам его имя произносить запрещено, причем так почему-то повелось исстари, и они могут назвать его лишь иносказательно – Лагты Дзуар, то есть «покровитель мужчин».


Подходим и смотрим на него вблизи, справа…

В Осетии ему посвящено большое количество святилищ. Есть и праздник в его честь, который отмечается во второй половине ноября, начиная с 23 числа, и символизируют окончание сельскохозяйственных работ и, конечно же, с присущей всем горским народам широтой и размахом. Кстати, эта дата совпадает и с Днем Святого Георгия у христиан.

При этом на праздник обычно закалывают «упитанного тельца», то есть быка, а вот есть курятину или свинину категорически запрещается! Ну а сами празднества в его честь продолжаются целую неделю.


А теперь слева…

Но самое интересное – это то, что со временем среди исповедующего христианство православного толка населения Осетии-Алании образ дзуара Уастырджи слился с образом Святого Георгия Победоносца, ставшего… покровителем Алании. Хотя никакой связи между святым Георгием из Древнего Рима и нартского небесного воителя вроде бы и быть-то не должно, а вот поди-ка и впрямь неисповедимы пути Господни, именно такое слияние как раз и произошло!

Более того, расхожая среди местных жителей фраза: «Уастырджи де’мбал», как раз так и переводится: «Да пребудет c вами Святой Георгий». Причем изображают их очень похожими: верхом на коне, и обязательно белом, и одетым в воинские доспехи. Разве, что у Георгия Победоносца на гербе Москвы на плечах красный плащ, а у его кавказского «коллеги» – белая бурка!

В общем, легенда об Уастырджи, по сути отражает целый комплекс пришедших из глубокой древности верований народов Северного Кавказа, связанных с надеждой на справедливость и… чистоту человеческой души.

В итоге совсем неудивительно, что в его честь в республике решили возвести монумент. Автором его стал архитектор Николай Ходов, который, скорее всего, даже и не подозревал, насколько популярным станет его творение!


Правила поведения в святилище – пещере под скульптурой. Обратите внимание, что говядину, баранину или рыбу есть можно!

Установили его богатырскую конную фигуру в 1995 году близ городка Алагир. Причем слово богатырскую тут уместно вполне. Ведь на руке Уастырджи может спокойно поместиться человек!

Огромен и его трехногий конь: длина головы равна 6 м. Вес монумента равен 28 тоннам. Почему конь – трехногий? Ну, об этом говорит одна из легенд, а если легенда «так говорит», это значит, что так тому и быть!


Кто сказал, что горские женщины все смуглые и черноволосые? Да вот ничего подобного. Блондинки там тоже встречаются!

Монтаж монумента осуществлялся в городе Владикавказе, но к месту установки его пришлось вести на вертолете, так как скульптура оказалась слишком тяжела и громоздка для автотранспорта.

Получилась замечательная композиция: горячий железный скакун и всадник словно вырастают из горы и устремляются куда-то в неистовом порыве. Подвешен монумент на высоте более 20 метров, а укреплен на металлических балках, вмурованных в скалу. Прямо под фигурой можно увидеть небольшую пещеру ритуального назначения, в которой находится чаша для… подношений.


В горах холодно, зима, как и везде. Но в целом там все равно хорошо! Ну а пока до новых встреч, уважаемые читатели «Военного обозрения». Пока-пока!

Здесь же можно увидеть инструкцию, как можно вести себя в этом святом месте и как нельзя.

Впрочем, самое известное святилище Уастырджи находится в Дзивгисе. Это деревня, спрятавшаяся от любопытных глаз в глубине Куртатинского ущелья. Хотя и монумент, о котором здесь идет речь, тоже построен не «просто так», а на месте Ныхас Уастырджи – ещё одного почитаемого всеми осетинами святилища, которое было известно ещё с середины XIV века.

Ну а увидеть и полюбоваться на всадника Уастырджи можно в Алагирском ущелье, путь к которому от Владикавказа лежит через поселки Дзуарикау, Хаталдон, Алагир и Бурон. Проехать все расстояние до монумента можно приблизительно за один час. И если у вас будет такая возможность, его стоит непременно посмотреть!

P. S.


Материал проиллюстрирован фотографиями автора.

    Светлана Золотарёва




    Комментарии


    Голландец Михель (михель)

    Доводилось быть в Осетии. Видел этот монумент, видел святилища, куда осетины всегда привозят цветы и кладут монетки. Вы, Света, забыли ещё упомянуть Город Мертвых со склепами, куда осетины кладут своих мертвых и в силу тамошнего климата они долго сохраняются, прежде чем превратиться в скелет. И вообще, Осетия, в отличие от Домбая и Приэльбрусья, не избалована туристами и имеет ещё совершенно нетронутую красоту




    Дата: 20.01.2024 07:19 (Прочтено: 273)
    Copyright © Руськая Культура   Все права защищены.


    Напечатать статьюНапечатать статью
    Отправить статьюОтправить статью

    Ваш комментарий
    Ваше имя: Гость [ Регистрация ]

    Тема:


    Комментарий:


     

    Комментарии к статье

    Ваш комментарий будет первым...



    [ 27.04.2024 21:34:49 ]